Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева
Умение работать с принципами и контрпринципами исключает попадание в крайности
Если вы следите за новостями научно-популярной мысли, то вы очевидно должны были обратить внимание на то, что в последние годы приобретают популярность воззрения отдельных лиц, чьи суждения о мире идут в разрезе с тем, с чем мы привыкли иметь дело. Наверняка вы слышали о таких именах как Нассим Талеб, Даниел Канеман, Герд Гигеренцер и прочие. Еще вчера об этих людях никто ничего не знал, но уже сегодня к их словам начинают прислушиваться миллионы.
Речь идет о некой философии, относительно которой мир на протяжении нескольких лет не может решиться: исповедовать ее или нет. Все эти люди объединены одним параметром: они пишут о том, о чем не принято говорить. Они открыто называют тех, кто стоит у власти дураками и считают, что та наука, которая сегодня существует - ни на что не способна. Так, например, Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость» отмечает: «В любых обстоятельствах я предпочту быть тупым и антихрупким, а не сообразительным и хрупким».
Этот популярный американский экономист и трейдер утверждает, что пытаться избегать риска - это плохая идея, а также исповедует идею о том, что для человека, кризисы крайне полезны - они закаляют характер. На первый взгляд эта идея кажется весьма соблазнительной, чтобы принять ее за истину, но так ли это в действительности?
Представьте себе, что неподготовленного человека отправили на войну, что с ним случится? Закалится ли его характер? Велика вероятность, что его просто убьют в первый же день. Здесь мы сталкиваемся с контрпринципом. Как вы понимаете, сами по себе трудности характер не закаляют. Это работает только в том случае, если человек подготовлен. Как клинок сначала куют, а потом закаляют, так и человека сначала надо подготовить, обучить, а потом в трудности направить закаляться. При этом обучить его необходимо прикладным вещам, в противном случае, вы получите неспособного, беспомощного человека.
Большинство людей считают, что те, кто занимаются классической наукой, занимаются ею, чтобы получать результаты. Однако, то не совсем так. Классическая наука устроена таким способом, что, то, что мы считаем результатом, у них результатом не считается.
В академической науке собственное представление о результатах. И к действительности это не имеет никакого отношения. Вероятно поэтому, Нассим Талеб в своих книгах поднимает вопрос, почему люди, именующие себя «специалистами по рискам» не выигрывают в казино. Однажды он спросил одного из таких специалистов в Японии: «Какой из Ваших прогнозов сбылся хотя бы один раз?», а затем задал такой же вопрос специалисту по инновациям: «Какую инновацию Вы внедрили в жизни?». Как вы понимаете, он не получил ответов на свои вопросы.
Когда Талеб обращается к читателю, он говорит: «Сколько людей считают себя умными, но ничего не могут сделать в сложившейся ситуации». Так обстоят дела во всех сферах нашей жизни. Тогда возникает вопрос – какой во всем этом смыл?
Проблематика заключается в том, что практически вся существующая сегодня наука построена на опыте, а опыт - это «сын ошибок трудных», как писал Пушкин. Вы должны понимать, что опыт ничего не стоит, его нельзя оценить, также как нельзя оценить риск, - оценить можно только результаты. Несмотря на это, фраза «У меня большой опыт» - звучит лейтмотивом во всех областях нашей жизни. Но большой опыт – это не гарантия того, что человек что-то умеет: он может оказаться как результативным, так и ни на что не способным.
Когда мы обсуждаем эти вещи, мы сталкиваемся с явлением «свободы за чужой счет». Талеб говорил: «То, что не может жить в мире случайностей и неожиданностей, то исчезает». Здесь Талеб тоже немного лукавит. Дело в том, что все человечество живет в случайностях и неизбежностях, ссылаясь на опыт. Когда мы говорим «случайность» - мы имеем дело с «критическим ускорением». Неизбежность – это критический перепад давления. Но люди живут и продолжают жить в этих условиях. Так в чем же тогда лукавство? Дело не в критическом ускорении и давлении, а в том, какое из них окажется для человека последним.
Вас может 30 раз пронести, а на 31-й двери жизни могут закрыться.
Поэтому, на Земле возникают два класса людей: те, кто управляет, и те, кто подчиняется. Те, кто управляют – рискуют другими, чтобы не рисковать самому. Талеб говорит, что хрупкое, рано или поздно, все равно ломается. То есть, мы не знаем, какое критическое ускорение или давление будет последним. В своих книгах он рассматривал две легенды: о дамокловом мече, который висит над головой и птице Феникс. Они не просто так существуют. Дамоклов меч - это критическое ускорение и критическое давление, какое окажется фатальным нам неизвестно. То есть, как и когда сорвется дамоклов меч - неизвестно. Но при этом, существует птица Феникс, которая возрождается из пепла. То есть, любая система, которая не переживает встрясок, войн, неожиданностей, становится очень хрупкой.
Рассмотрим пример. Руководство предприятия позаботилось и организовало все так, что его вообще не проверяют разные органы. Людям кажется, что при таком щите, их предприятие станет лучшим. Но, практика показывает обратное. Когда предприятие работает без условий конкуренции, сотрудники предприятия становятся все хуже и хуже, предприятие становится трухлявым изнутри. Когда меняется власть и приходят проверять предприятие, то вместе с директором в тюрьму садятся все. А всему виной - некий иллюзорный щит, который привел к разрушению предприятия. Когда исчезает конкурентная борьба, все начинает гнить изнутри.
Вот еще два плохих примера: с летчиками и моряками. В момент учебной тревоги капитан отдал команду экипажу: «Системы GPS и навигационные системы отключились. Принимайте решения вручную!». Команда не справилась: все привыкли, что все делает аппаратура. То же самое случается и у летчиков. При полностью автоматизированных самолетах, когда система выходит из строя, не все пилоты справляются.
Очень часто нам кажется, что что-то хорошо, а на самом деле, это плохо. Когда родители опекают своего ребенка, нам кажется, что это хорошо, но это моет оказаться медвежьей услугой.
Обратите внимание, когда вы приезжаете в Германию, немцы говорят: «У нас в Германии, по определению неправильно быть не может». Когда вы приезжаете в итальянскую гостиницу, они говорят: «Ну и что, что у нас так?» А турки говорят: «Да, у нас все плохо, но мы все будем исправлять». И неважно, что ничего с места не сдвигается, вам приятно слышать, что они будут исправлять. Поэтому турки зарабатывают деньги, а остальные нет.
Возьмем другую отрасль - отрасль продаж. Вы знаете, кто самые лучшие продавцы в мире? Немцы. Например, в немецком Samsonite не бывает отсутствия товара, у них на полках всегда представлен весь каталог. Представьте себе картину, вы заходите в магазин, которому 200 лет. За прилавком сидят две дамы в возрасте, обратите внимание, не две фотомодели, а две солидные дамы. Вы просите показать конкретную сумку, а в ответ фрау вам говорит: «Не покажу. Такому мужчине сумку за 200 евро? Я не могу, у такого мужчины сумка должна быть за 700 евро, минимум». Каково мужчине слышать от солидной обеспеченной женщины, которая ему в матери годится, такую фразу? Так срабатывает контрпринцип. По идее, человек должен сказать: «Нет. Дайте то, что я хочу!». Но такого никогда не происходит.
Так работают контрпринципы, и так человек становится следствием контрпринципов. Почему так? Потому что он привык всю жизнь быть следствием контрпринципов.
Поэтому человек охотно идет на реализацию контпринципа - это нормальное состояние окружающей среды потому, что это не обман, а контрпринцип. А вот когда вы клиенту выставляете принцип, вместо контрпринципа, ему кажется, что его хотят обмануть. Честный адвокат - это «плохой адвокат». Поэтому бесчестные адвокаты ездят на мерседесах, а честные адвокаты влачат нищенское существование. Это тот парадокс, который мы видим постоянно во всех сферах жизни.
Мы должны понимать, что в большинстве случаев мы используем принцип, не понимаем контрпринцип и не знаем, как поступить, только потому, что не обладаем знаниями в области управления контрпринципами.
Напомним, в рамках проекта «IV уровень истории» PhD Олегом Викторовичем Мальцевым был прочитан ряд лекций о принципах и контрпринципах. Одной из главных задач этого проекта, является научить вас управляться с контрпринципами.
►► Читайте также ► Если кому-то ИЭС, то всем остальным - Система Координат