Прототипологический блок памяти — это основополагающий блок памяти, который определяет всё остальное, то есть, определяет жизнь человека.
Начало исследований этого явления положил наш предшественник академик Григорий Семенович Попов, который вывел структуру прототипологического блока и объяснил как он работает. Однако, к данному предмету исследований Попов пришел не сразу. Изначально он занимался решением нескольких задач.
Первое явление, которое он рассматривал - была паутина. Паутина - это целая структура тормозов, которая существует у человека в жизни. Приведем пример, как это выглядит. Представьте себе следующую ситуацию, сержант в армии бьет по лицу солдата, тот очень хочет ответить, но в этот момент перед его глазами проносится трибунал, тюремное заключение, и он не отвечает - срабатывает тормоз.
Неприятность паутины заключается в том, что она может помешать человеку выполнить задачу. Паутина всепоглощающая и для Попова это была целая проблема, потому что он готовил специальных людей, и их нужно было освободить от паутины, иначе они могли погибнуть при выполнении задач.
Проблема №2: Повторный возврат - феномен памяти человека, когда первый раз - человеку кажется приключением, а второй и последующие – уже опытом. Например, когда человек прыгает с парашютом впервые, он воспринимает это как приключение, но во второй и последующие разы у него возникает страх, и так пока не будут поставлены навыки.
Проблема №3: Скорость переключения человеческой памяти. Человек не может переключиться за короткий промежуток времени. А например, городской бой очень скоротечен, и соответственно скорость переключения человеческой памяти медленнее, что не дает справляться с задачами в таких условиях.
Академик Попов изначально не занимался прототипологическим блоком памяти, он его вывел на базе решения этих трех проблем. Именно работа над ними привела ученого к существованию этого блока. И первое, что вывел Попов - вывод о том, что прототипологический блок отвечает за мышление, именно здесь сконцентрировано мышление и философия человека, что в последствие на архетиполгическом уровне создает конфликт догм и логики.
О чем идет речь? Обратите внимание, что в вооруженных силах существуют разные уставы: общевоинские и боевые. Общевоинский устав создает догмы – «то что делать нельзя», или «как нужно относиться или делать что-то». А боевой устав - это логика, «как выполнить боевые задачи командования». У человека также существуют догмы/убеждения, и существует логика - когда он размышляет о том, как что-то сделать. И очень часто логика вступает в конфликт с догмами. Так вот, прототипологический блок исключает этот конфликт.
Кроме этого, академик Попов вывел, что у сознания, у родового, арехтипологического и прототипологического блока существует логика, у каждого своя. Но вся проблема в том, что мир, в котором мы живем - прототипологичен и логика сознания не позволяет осмыслить этот мир, при ее использовании мы не понимаем, что происходит.
Логика прототипов не предполагает размышления, она четко говорит «ЧТО». Если вы видите, например, что перед вами Констанция Буаносье, дальнейший сценарий известен, рассуждать не нужно, вы точно знаете, что будет.
Люди пытаются дедукцией понять этот мир, а это сделать нельзя. Здесь возникает неприятность - логика сознания и логика прототипов вступают между собой в конфликт. Логика прототипов не может воспринять логику сознания и наоборот. Дедукцией понять этот мир невозможно, каждый раз найдется то, чего вы не знаете. И когда этот конфликт существует, жизнь человека неуправляема, именно этот конфликт порождает зоны неизвестного и неизвестные двигательные задачи.
Когда Попов изучал прототипологию, он пытался понять, почему мир прототипологичен, а мы его не можем осмыслить. И он понял, что на самом деле существуют вещи достаточно странного характера, которые никому не понятны. Например, люди верят в мифологию своей местности. Если оценить логикой сознания какой-то миф, то сознание скажет, что это выдумка, но люди в него искренне верят.
Академик Попов этого не понимал, так как он привык к точному расчету. И так возникло первое представление об амальгаме. Поповым был сделан вывод о том, что мир на прототипологическом уровне состоит из амальгам. Человек воспринимает мир как амальгаму. И всё, что мы делаем – это переходим из одной амальгамы в другую. Для логики сознания - это абсурд, но для логики прототипов - это нормальное явление.
Амальгама - это восприятие мира на уровне прототипа, когда вы применяете логику прототипологии, а не какую-то другую логику, например, сознания.
Попов говорил, что существует неограниченное количество способов использования амальгамного метода с целью решения разноплановых задач, но в своих исследованиях он говорил только о 4 способах использования:
Академик Попов вывел метод вращения прототипов, который говорит о том, что существует прототип и он может появиться снова через какое-то время: может через 30 лет, а может через 300. Это нам кажется, что история повторяется, на самом деле повторяются прототипы, которые проживают ту же самую судьбу и поэтому создается впечатление, что повторяется история.
Вся наша литература прототипологична. Существуют персонажи/прототипы, которые переходят из романа в роман. Например, идея Графа Монте Кристо под разными углами обыгрывалась во множестве произведениях. Более того, граф Монте Кристо - это мечта любого американца, только они не хотят первую часть книги, когда Монте Кристо сидел 20 лет в тюрьме, а хотят сразу найти сокровища и разбогатеть, и у них ничего не получается.
Если научиться мыслить прототипологичолгически, мир становится очень понятным. Для этого безусловно необходим определенный уровень образованности.
Обратите внимание, что прототипы бывают:
Основными прототипами являются терминальные, потому что всё создают люди, все остальные прототипы дополнительные, они не дают ответов на вопросы.
Прототип - это уровень мысли, мышления, философия. Прототипологическая система человека отвечает за задачу «осмыслить как сделать». Язык изменения прототиплогической системы — это язык изменения прототипа, а не язык изменения мышления. Меняется прототип - меняется мышление и дорога, не меняется прототип - не меняется ничего, как идет, так и будет идти.
У каждой вещи есть прототип, в мире нет вещей, которые не имеют прототипа. Каждый человек имеет прототип. У ситуации тоже существует прототип, и если он вам известен, восстановить ситуацию будет не так сложно.
Откуда берется прототип? Прототипы создаются. Мировая литература, кинематограф создает прототипы. Например, Голливуд создал прототип адвоката, прототип бизнесмена и многие другие, и если вы не укладываетесь в прототип, то вас не будут воспринимать, как адвоката/бизнесмена и т.д.
Стоит отметить, что без прототипологической системы не существовало бы речевых и двигательных реакций человека. Поэтому, по сути, когда вы принимаете решение, это не вы принимаете решение, а модель прототипа. Когда вы говорите - говорит прототип, когда вы действуете происходит то же самое. Без этого ничего не получается.
И это одна из причин почему важно научиться прототипологической логике. Научившись этому человек перестает ошибаться в принятии решений. Когда мы переходим на прототипологическую систему, мы имеем дело с частотой вращения прототипов, и если мы умеем с этим работать, мы не допускаем ошибок.
► Подробнее: Симпозиум "Прототипологическая составляющая памяти. Исследовательская амальгама"